Белоногова Елена Михайловна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

17 августа 2020

    Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

 

                            Белоногова Елена Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное                                                                              учреждение № 244

 

   « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

                                                                                                                                Д.С. Лихачёв

    Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно – патриотических чувств.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в детском саду является одной из актуальных. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идёт процесс формирования личностных ориентиров, поэтому с ними можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, воспитывать уважительное отношение к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

  Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировоззрения детей.

  Одной из форм патриотического воспитания дошкольников является участие детей  в конкурсах чтецов.

В течение пяти лет,  в середине апреля,  проводится конкурс чтецов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного  возраста, который стал доброй традицией нашего  ДОУ.

Тематика конкурсов направлена на патриотическое воспитание дошкольников: «Я живу в России», «Моя малая родина» по творчеству ульяновских поэтов, «Моя Родина – Россия», «Помним героев Войны», «Мы о войне стихами говорим»

  Целью конкурсов  является – приобщение детей к культурному наследию, привитию чувства гордости и любви за свою страну, свой край.

  Задачами конкурсов являются:

-создание условий для познавательно – речевого и художественно – эстетического развития детей, воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, краю;

-воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

-формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;

-выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения

Организатором конкурса является учитель – логопед.                                        В состав жюри входят: заведующий детского сада, заместитель заведующего по учебно - воспитательной работе, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Заранее составляется положение о конкурсе, где обговариваются условия конкурса, критерии оценок, номинации, награждения. В таблицы вносятся критерии оценок, фамилии, имена участников, название и автора произведения. Все участники конкурса награждаются медалями: победителям вручаются  дипломы, а остальным чтецам – грамоты, за активное участие в конкурсе.

Конкурс чтецов связан с большой предварительной работой – подбором стихов воспитателями и родителями, репетицией, тщательным составлением сценария.

К выбору конкурсного произведения нужно подойти серьезно. Необходимо учитывать какое произведение максимально гармонично подойдет ребенку, даст ему эмоционально и творчески раскрыться.

Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка.          Конкурс чтецов – это соревнование, для которого недостаточно лишь запомнить произведение и продекламировать его перед жюри. Речевые упражнения очень важны в системе работы. Это и тренировка дыхания, и работа над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи.

В сценарии включены физкультминутки, викторины, пословицы и поговорки о родной земле и родном крае, музыкальные паузы (игры, песни), танцевальные номера, видеоклипы «Мой Ульяновск», «С чего начинается Родина» и т.д.                                                                                                        Конкурс чтецов проводится в музыкальном зале, так как это торжественное мероприятие. На  центральной стене портьеры синего, голубого и белого цветов, в центре - флаг России. На светильниках воздушные шары, символизирующие  триколор.

Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы - главный, торжественный праздник. В этот праздник всё очень сдержанно: мольберт с иллюстрациями, детскими рисунками, салют из шаров.

Придаёт торжественность мероприятию  использование ИКТ, т.е. видео сопровождение  номеров, минута молчания. На протяжении всего конкурса на экране появляются слайды, соответствующие выступлению воспитанников.

Самые дорогие гости, приглашенные на мероприятие,  посвященному Дню Победы – ветераны:  дети войны, прадедушки и прабабушки наших дошколят.

Детям очень нравятся такие мероприятия, они становятся раскрепощенными, не боятся выступать перед публикой, проявляя свои артистические способности.

   Важным условием эффективного осуществления патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.

Включение родителей в процесс подготовки и проведения конкурсов чтецов является важнейшим показателем установления доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Родители сами становятся заинтересованными в участии детей в конкурсах, учат стихи, готовят костюмы, принимают участие в оформлении зала, приходят поддержать своих детей.                                                                                                             Конкурс чтецов способствует социализации детей, расширяет границы общения, доставляет радость от участия в общем деле.

Конкурс чтецов является ярким моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность, способствует всестороннему развитию, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

После проведенных мероприятий дети и родители ещё больше тянутся к книге, записываются в библиотеку, учат новые стихи.

  Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – это важная составляющая развития будущего поколения, которое всегда будет уважать культурное, историческое прошлое и настоящее своей страны.

 

Библиографический список

1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.

2.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка- Пресс, 2003

 

 

  

Оставить комментарий: